pasha_popolam

Category:

Хэммет. Кино и жизнь.

Решил я тут намедни взяться за Вендерса нашего Вима, а так же за братьев наших Коэнов. Ибо смотрел я до этого, только «Алиса в городах», «Фарго», ну и естсно «Лебовски»… кто же «Лебовски» не смотрел?... Вообще, возможности от сматривать кино практически не было, максимум – через смартфон, куда я заранее накидал несколько фильмов, практически не глядя. По странному случаю, из Вендерса это оказался «Хэммет», а из Коэнов «Просто кровь» и «Перекресток Миллера». Если кто в курсе, «Просто кровь» и «Перекресток Миллера» имеют самое прямое отношение к Дэшилу Хэммету, естественно, как и фильм Вендерса. Бывает же такое, по чистому совпадению, я следом посмотрел три неонуара, напрямую связанных со знаковым американским писателем. Повторюсь, ничего из Вендерса, я до настоящего времени, толком не смотрел (кроме «Алиса в городах»), но конечно слышал и читал о многом, поэтому, когда начал смотреть «Хэммета», слегка «попутал», и даже вернулся к титрам, что бы убедится в авторстве. Мне показалось что фильм вообще не в стилистике Вендерса. Потом, я конечно узнал, что картину сильно редактировал Коппола. Вот тут я вполне согласен, это однозначно больше Коппола чем Вендерс.

Немного о сюжете. Фильм, не то что бы байопик, вернее совсем не байопик, а скорее свободная фантазия о известном писателе, чья жизнь, сама по себе, как некий нуар, не зря же Дэшил Хэммет считается одним из основателей стиля. По задумке, фильм должен был включать эпизоды реальной биографии писателя, наряду с эпизодами по мотивам его произведений. Все это в форме нуара, а точнее неонуара. Скажем сразу, что экранизировать богатую биографию писателя и общественного деятеля Хэммета, втиснув ее в полутора часовой фильм нереально. Может поэтому, Вендерс и Коппола даже и не пытались это сделать. Максимум что сохранил в себе сюжет, это писательскую деятельность реального Хэммета, его раннюю детективную карьеру, а так же социальный посыл, ведь Хэммет был левым активистом и даже отбывал заключение в период «охоты на ведьм». В этой связи возникает мысль, что это ведь замечательно, что пацаны сняли подобный оригинальный фильм, а не банальный байопик, каких сейчас снимают сотни.

В центре повествования непосредственно Хэммет, на пике своей писательской карьеры. Он пишет роман по собственным воспоминаниям, времени работы в агентстве Пинкертона. Тут его и находит бывший напарник, втягивая в криминальную историю, как в отражении похожую на описанную в книге. Далее следует классический детективно-нуарный сюжет, с погонями, перестрелками, драками, пытками и само собой пленением героя, который конечно выберется и выведет всех на чистую воду. Антагонисты (по секрету) - самые влиятельные олигархи страны. Будут там и язвы буржуазного общества – проституция, коррупция, порнография и прочие ништяки. Мне лично фильм вполне зашел, хотя его и потрепали американские критики. Ну что-ж, восемь лет до того вышедший «Китайский квартал» тоже не понравился Америке. Кстати говоря, китайская тематика будет присутствовать в картине Вендерса-Копполы, возможно как отсылка к фильму Полански.

Второй фильм, «Просто кровь», снятый Коэнами спустя два года после «Хэммета». Начнем с того, что братья изначально, неровно дышали на разного рода триллеры, нуары и Дэшила Хэммета в частности, поэтому они и посвятили свой дебют ему, с отсылкой в названии и неонуарной стилистикой. В дальнейшем, они неоднократно подтверждали свои творческие пристрастия своими нетленками, выпекаемыми как жареные пирожки. Собственно «Фарго», это просто более ехидный «Просто кровь». Сарказм, черный юмор и фирменный стеб, это и есть отличительная черта картин братьев. В этом первом их фильме, все это уже довольно явственно присутствует. Хотя сама картина, как и большинство последующих, представляются элементарными жанровыми изделиями, без излишней псевдо-глубины. Можно сказать, что все эти фильмы не касаются каких-то отдельных социальных вопросов и не гвоздят отдельные недостатки, они как бы троллят все человечество, в духе жестоких ветхозаветных притч.

Фишка этого конкретного фильма, как и многих других, коэновских картин, в построении сюжета вокруг героев ограниченных в своем видении мира, ситуации, представлениях о своих возможностях и возможностях окружающих. Эти люди как слепые котята, просто не в состоянии увидеть картину целиком, что и вызывает цепочку трагических и трагикомических эпизодов. В дальнейшем, правда, братья стали вводить героя, который в силу опыта или природной мудрости оказывается над ситуацией. Как правило это самый пассивный персонаж. Можно сказать, первым таким персонажем стала Макдорманд, и то в самой финальной сцене. А так триллер очень качественный. Картинка, монтаж, саунд, игра актеров, драматургия присутствуют. Секс, ревность, алчность, самоуверенность, кровь и расплата. Все эти ингредиенты добавлены почти в идеальной пропорции.

«Перекресток Миллера» - третий фильм Коэнов, снятый в 1990 году, по сценарию самих братьев, написанному по мотивам романа Хэммета «Стеклянный ключ». Правда братаны, практически до основания его переработали, плюс добавили атмосферы гангстерских войн в коррумпированном городке из «Красного урожая». Видел я много гангстерских боевиков-эпиков, «Однажды в Америке», «Крестный отец», «Лицо со шрамом», «Бешенные псы» и мн. мн. др., должен признаться, что «Перекресток Миллера», занял не последнее место в этом ряду. Фильм достаточно оригинален и качественно поставлен. «Эпоха сухого закона», бандитские группировки – практически хозяева города. Ситуация накаляется, условно между итальянской и ирландской группировками. Так реально было в Чикаго, в конце 20х, начале 30х годов. Разногласия заходят слишком далеко, конечно же из за женщины. Тут надо отметить, что Коэны довольно изрядно упростили канву сюжета, хотя и постарались запутать разного рода кино-уловками. И еще. Хэммет посвятил свой «Стеклянный ключ» тогдашней своей пассии Нелл Мартин – тоже писательнице. Главная героиня – аристократка и довольно решительная особа, в интерпретации Коэнов, довольно меркантильная дама, со смутными представлениями об этике. А ведь именно этика, во взаимоотношениях пиндосовских бандюганов и является основным идейным наполнением фильма. Вот так вот, и никак иначе. Потомственные янки братья Коэн, должны точно об этом все знать, так же собственно, как потомственные янки – оператор Зонненфельд, исполнительный продюсер Баренхольц и сопродюсер Сильверман. Однако, шутки шутками, но обе сцены в лесу, на перекрестке Миллера, получились отменно и стали одними из самых запоминающихся в кинематографе 20го столетия.

Что касается самого Хэммета. Все свои знаменитые романы, вроде «Мальтийского сокола» или «Хрустального ключа», Хэммет написал в 20-30х, уже пройдя Первую мировую, агентство Пинкертона и переболев туберкулезом. К началу Второй мировой, Хэммет погрузился в политику, вступив в КП США. Несмотря на все это, Хэммета все таки взяли в армию, для этого, правда пришлось подключить связи. С 1942 года он служил рядовым на Алеутских островах, а в 1946 вернулся в политику. Хэммет занимал должность председателя фонда, помогавшего выйти под залог обвиненным по политическим мотивам. В 1951 году четверо обвиняемых скрылись, Хэммет никого не выдал и сам отправился в тюрьму. После освобождения дела Хэммета разладились окончательно. Книги не издавались, деньги закончились, здоровье окончательно расстроились, чему способствовали проблемы с алкоголем. Тем не менее, Лилиан Хеллман, с которой Хэммет прожил более тридцати лет и даже посвятил свой последний роман, в самые сложные последние годы, была рядом до самой его смерти в 1961 году.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened