pasha_popolam

Categories:

«Политех». Кино и жизнь

Политех Polytechnique 2009
Политех Polytechnique 2009

Несколько фильмов по реальным событиям.

Итак, в 2001 году, после того как Даня Вильнев выпустил свой «Водоворот», трезво взглянул на него и решил что больше кино снимать не будет, прошло семь лет. «Душа поэта» не вынесла и творец таки, взялся за серьезный проект «на злобу дня». «Злоба дня» случилась двадцать лет до того и осталась в истории как «Массовое убийство в Политехническом университете Монреаля». Правда, еще одна «злоба дня» случилась в 1999 году в штате Колорадо и осталась в истории как «Массовое убийство в школе «Колумбайн». На тот момент это были самые резонансные случаи «школьной бойни» в США и Канаде. Бойня в «Колумбайне» получила отражение в картине Ван Сента «Слон» в 2003 году и видимо, что бы, не уступать, канадцы решили и свою бойню экранизировать. Тут как раз Вильнев вышел из анабиоза. 

Обо всей этой истории, а вместе и о Вильневе со своим «Политехом», я узнал году в 2010м, просматривая подборку фильмов «по реальным событиям». Тогда фильм показался мне достаточно оригинальным, жестко натуралистичным и чем-то похожим на теле-трансляцию, тогда я еще не видел «Слона». Сегодня, пересмотрев практически все Данины картины, кажется, я стал несколько понимать авторский принцип данного, с позволения, режиссера. Это особенно хорошо заметно по фильму «Политех», и сдается, что основная черта этого самого принципа – конъюнктура и вторичность. Так же как в «Слоне», не делается никакой попытки проанализировать психологию чувака съехавшего кукухой, а основной упор делается на очень подробной реконструкции и описании поведения жертв. 

Суть такая. Некий чувак с именем Максим и лицом ботаника, пребывает в очень большой грусти. Почему грустит парень неизвестно, но ясно что у него в голове происходит «ацкая» работа мысли, и он явно что-то замышляет. В отличие от грустного парня, студентка Валери, очень деятельна и бодра, не смотря на работодателя-сексиста, Валери упорно добивается места под солнцем и посещает «Плитехническую школу» при Монреальском университете. В определенный момент дорожки Максима и Валери пересекаются. 

Максим аккуратно снаряжает свою винтовку, пишет некое послание и выдвигается на своем автомобиле к Политеху. В то же время Валери долго крутится перед зеркалом и наконец, выдвигается в том же направлении. Максим долго сидит в коридоре Политеха, держит, завернутую винтовку на коленях и опять грустит. В это время, еще один персонаж - студент по имени Жан-Франсуа, не ровно дышит на свою сокурсницу Валери. Он предлагает скопировать ей конспекты и пока возится, не успевает скопировать свои.

Далее, начинается непосредственно бойня. Максим разворачивает винтовку и заходит в аудиторию. Он палит в потолок и приказывает студентам разделится по половому признаку. Таким образом, Валери и Жан-Франсуа оказываются в разных группах, Максим приказывает парням покинуть аудиторию. Жан-Франсуа замешкался, но все же вышел в коридор. Он бежит на вахту и информирует охранника, который однако, не особо торопится. 

Действие возвращается к Максиму, он как раз покидает аудиторию и обходя коридоры, аудитории и залы универа, спокойно отстреливает студенток. Одни студенты хаотично разбегаются, совершенно потеряв ориентацию, а другие пытаются ныкаться, но безуспешно. Жан-Франсуа возвращается в аудиторию и видит расстрелянных студенток, в том числе и Валери. Он в полном ахуе выходит, но на самом деле Валери жива, она со страха прикинулась мертвой. Жан-Франсуа пытается помочь другой раненой студентке, но та умирает.

Снова флешбек, несколько назад, к тому моменту когда Жан-Франсуа вышел из аудитории по приказу Максима. Максим объявляет студенткам что пришел разделаться с феминизмом в их лице. Вслед за слабыми возражениями он открывает огонь. Раненая Валери пытается помочь своей подруге, но та умирает. Настрелявшись вдоволь, Максим пускает пулю в лоб и его кровь смешивается с кровью убитой студентки. 

Жан-Франсуа, не переварив события, кончает жизнь самоубийством, а Валери устраивается таки, на желанную работу и произносит пафосную телегу о мире, который будет принадлежать ее будущей дочери.

В целом, хочется сказать, что собственно бойня, снята очень старательно и реалистично, правда от подобной, из фильма «Слон» она отличается только тем что монохромная. Есть еще несколько символических отсылок, подобных картине Пикасо «Герника», лекции по теме энтропии или фона в виде снежного шторма. Однако, основная мысль настойчиво сводится к простому морализаторству и выводу о «прогрессе который не остановить». А теперь предлагаю ознакомится с реальной историей, и сопоставить ее с фильмом. 

Начнем с того, что чувак-стрелок, на самом деле, был смешанного происхождения, его мать была франко-канадкой, а отец алжирцем, он умер когда Марку (так звали стрелка), было семь лет. Но дело даже не в этом. Проблемы с неадекватным восприятием женщин у Марка начались еще в подростковом возрасте, он очень долго вынашивал свои идеи относительно феминизма и вероятно что-то из внешнего мира укрепляло его убеждения. Вероятно, последней каплей стало увольнение с работы.

В тот день, 6 декабря 1989 года Марк Лепин написал записку, взял свою винтовку и вышел из квартиры. Вот текст послания:

Простите за ошибки, у меня было только 15 минут, чтобы написать это.

Если сегодня я покончу с собой, то, пожалуйста, напишите, что я сделал это не по экономическим соображениям (потому что я специально ждал, пока у меня закончатся финансы, даже на работу не устроился), а по политическим, ибо я решил отправить к создателю феминисток, которые всегда отравляли мою жизнь. С семи лет в моей жизни не происходило ничего хорошего. Когда я начал окончательно утрачивать к ней интерес, я решил уничтожить этих мегер. В юности я хотел вступить в вооруженные силы в качестве курсанта и получить доступ к арсеналу и превзойти капитана Люрти, убившего трех чиновников. Но меня не взяли, ссылаясь на асоциальность… Вот почему мне пришлось ждать этого дня, чтобы осуществить задуманное. За это время я закончил учёбу в случайно выбранной сфере, которая мне никогда не нравилась, ибо я заранее знал, что мне уготовано, но это не помешало мне получать хорошие отметки, даже несмотря на то, что я не сдавал работы и не готовился к экзаменам. Несмотря на то, что СМИ повесят на меня ярлык «безумного убийцы», я считаю себя разумным человеком, которого подтолкнули на крайние меры. Ради чего мы упорно влачим жалкое существование — в угоду правительству? Меня как личность с прошлыми взглядами во всём, что касается науки, феминистки всегда приводили в ярость. Они хотят сохранить за собой преимущества женщин (например, более дешёвую страховку, расширенный декретный отпуск после профилактического отпуска), и в то же время пытаются присвоить преимущества мужчин. Ведь очевидно, что даже если из Олимпийских игр убрать разделение на мужские и женские виды спорта, то в соревнованиях, требующих изящности, будут участвовать только женщины. Вот почему-то с этим ограничением феминистки не борются. Они настолько беспринципны, что не побрезгуют извлечь выгоду из знаний, которые мужчины копили веками. Они пытаются искать факты при каждом удобном случае. Так и на днях, я слышал, как они чествовали канадских женщин и мужчин, которые сражались на фронтах Второй мировой. Как бы не так! Ведь женщин не пускали на фронт. Доведётся ли нам услышать о женских легионах Цезаря или как страдали на галерах женщины, из которых наполовину состояло общество всю его историю, хотя их и не существовало? Мстящий casus belli. Извините за слишком короткое письмо.

— Марк Лепин 6 декабря 1989

Затем Марк снарядил свою винтовку и направился в Политех. Он расстреливал студенток в течение получаса, не получив никакого отпора. Однако он отпустил своих знакомых – парня и девушку, что говорит о не полной невменяемости чувака. По итогам бойни, четырнадцать студенток было убито, и еще четырнадцать, тяжело ранено. Все меры правительства свелись к незначительному усложнению регистрации оружия частными лицами.

Арт-хаус и смерть

Peter Bogdanovich. «Мишени»

ПОРОК


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened