pasha_popolam (pasha_popolam) wrote,
pasha_popolam
pasha_popolam

Categories:

Арт-хаус и смерть

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

Фридрих Вильгельм Ницше

Часть первая. Сложно о простом.



Речь пойдет о двух трилогиях, снятых в 90х –первая, и 00х – вторая. Хочу сразу предупредить, что все шесть фильмов, абсолютный, голимый, лютый авторский арт-хаус, посему народ, в принципе не воспринимающий данный сегмент кино, могут сразу забить… или не забить, а напротив ознакомится для кругозору. Со своей стороны могу пообещать, что обзор будет не скучным, а возможно даже веселее чем сами картины (это уж точно), ибо считаю что доля здорового цинизма никогда не помешает, даже в такой серьезной теме как смерть.
Да что уж там, кто только о сабже не снимал, по большому счету, жизнь, смерть и любовь – три основные философские проблемы человечества, и уж конечно любой уважающий себя серьезный хуидожник обязан поднимать их со страшной силой и желательно одновременно. Нет, ну под это дело можно конечно подогнать почти всю продукцию, потому без «кровь-любовь» пожалуй и фильма-то не найти. Однако возьмем уж совершенно экзистенциальные, и желательно целыми пачками, а точнее трилогиями.
Наче Серда это такой каталонец, очень сильно мечтавший снимать шедевры, буквально с самых пеленок. В этом-то конечно ничего странного нет, странно то, что чувак таки снял кино в свои двадцать, причем фильм как-то зацепил народ, не смотря на свой смешной метраж (7 минут), техническое несовершенство (мягко сказано) и крайне микроскопический бюджет.
Микро-фильм назывался «The Awakening» «Пробуждение», Серда вместе с кентами замастырил его в 1990 году, когда обучался на кино-курсах в Калифорнии. Картина посредством видеоряда (ни диалогов, ни монологов нема), рассказывает о некой роковой грани, некого молодого человека, под весьма неожиданным углом. Действие происходит в аудитории, кучерявый блондин явно похерил образовательный процесс и в прострации пялится на вероятно последний оставшийся бакс. Сей эпизод, а так же явно сонный вид парня, так же как и укор в глазах преподавателя, сразу наводят на мысль о том что пацан хреново кончит, и действительно. Происходит практически неминуемый закон кармы – окружающий мир застывает (небольшие помаргивания не в счет) и выхода из комнаты нет. Энергичный финал полностью и ярко раскрывает авторский замысел, небольшие логические нестыковки особо не мешают его восприятию. В фильме есть немного иронии, немного мистики и выразительные оригинальные эпизоды.
В общем этот микро-проект определенно запомнился и афтар приготовился развить успех, он даже учреждает собственную компанию Waken Productions, в 1994 году Серда снимает «Aftermath» «После смерти», твердо решив не просто развить тему, но и не по децки шокировать широкую общественность. Оно то конечно понятно что картина о любви и о смерти, а так же и некая проекция на мистические загробные приключения, однако все это имеет форму акта некрофилии в довольно подробном смысле и это слегка напрягает, не смотря даже на явную бутафорию «реквизита».
Теперь о хорошем, если такое вообще можно допустить в подобном трэше. Сама по себе постановка хулиганства сделана на очень высоком профессиональном уровне, операторская работа, актерская работа (исключительно мимика), монтаж, саунд все четко, лаконично (30 минут) и ярко. Ну а насчет спорной формы повествования, сам Серда откровенно признался что рассчитывал на максимальный эпатаж, привлечение внимания и соответственно инвестиций для его третьего фильма с уже более продвинутыми спецэффектами.
«Genesis» каталонец снял в 1998 году, в отличие от предыдущего, этот фильм даже можно порекомендовать к просмотру, хотя я никогда не советую фильмы, этот – объективно выдающийся. Жизнь, смерть и любовь в третьей короткометражке Серда, раскрыты реально мощно, через притчу, по мотивам мифа о Галатее. И опять красивейший визуал, отсутствие текста и точно подобранный саунд – как следствие почти идеальное произведение не нагруженное лишними персонажами, диалогами и действием.
Речь идет о скульпторе создающем в камне свою погибшую жену, и по мере завершения работа оживает, а сам скульптор постепенно умирает. Лично мне еще доставила та фишка что осталось недосказанным, происходит все в реальности или исключительно в помутненном сознании убитого горем человека. Чувак со странным именем Пеп Тосар сыграл в «Aftermath» и в «Genesis», и сыграл надо сказать исключительно выверено, не то что бы игра была какой-то супер гениальной, а органичной, применимо именно к данным фильмам. Кроме того, фильмы безупречно выдержаны в одном стиле и образуют именно трилогию, а не притянуты друг к другу искусственно.
Для 90х годов и своего небольшого бюджета фильмы потрясающе качественны в деталях и эффектах, похоже Серда старался не по децки, снимая свои короткометражки (два по 30 + 7) аж целых восемь лет, тем удивительнее что чувак практически исчез после 2009 года, в 2006м он правда снял еще полнометражный триллер, хоть и качественный, но все же просто жанровый фильм. Возможно чел рассчитывал поднять на нем бабла, для будущих проектов, однако это все только догадки ибо чувак исчез и со своего сайта и вообще из медиа пространства и нарыть хоть что то о его последующей карьере из инета я не смог.
Между тем, мы плавно переходим ко второй части марлизонского балета.

Часть вторая. Просто о сложном.


В 2000м году Гас Ван Сент начал потихоньку отходить от голливудского чада кутежа, он уже наполучал все дивиденды, и отхватил все награды какие только можно в мире мейнстримного кинематографа, а теперь он хотел вернуться к родному арт-хаусу и запилить что-нибудь такое, от чего добропорядочные обыватели погрузятся в глубокий фейспалм и уныние. Благо идей накопилось предостаточно.
И самая главная идея, за которую ухватился Гей Ван Сент, заключалась в том что бы снять максимально медитативную не повествовательную кино-притчу, причем с отсылкой к реально произошедшему событию. Другими словами проиллюстрировать тремя реальными историями свои довольно сложные философские концепции жизни, поиска смысла и смерти, и объединить их в трилогию с общей стилистикой и направлением. Подобный подход лично мне вполне доставляет поскольку я тоже склонен видеть за частными реальными событиями общие философские концепции, во всяком случае за событиями не рядового порядка.
Первый фильм снятый в 2002 году под названием «Gerry», сюжетно должен был отражать историю Дэвида Кофлина, погибшего в каменистой пустыне Нью-Мексико, однако Ван Сент Гей намеренно не стал вдаваться в подробности инцидента, что бы придать постановке более общие черты. Здесь была важна сама идея гибели человека в пустыне (жизнь), перед тем заблудившегося в поисках незнамо чего.
Итак, пустыню Нью-Мексико играет Долина Смерти, Калифорния, двух друзей на тропе жизни играют Деймон и Кейси Аффлек, представляя собой метафору сильной и слабой стороны одной личности, имя Джерри (у обоих) играет еще и определенный жаргонизм близкий к «облажаться».
Когда я смотрел картину первый раз, а было это лет десять назад, на некоторых эпизодах я чуть было под стол не выпал, настолько чудаковатыми были ситуации и тупо смешными диалоги, но потом конечно я узнал таки что сценарий фильма был торжественно сожжен перед съемками и Деймон с Аффлеком просто импровизировали как могли по ходу. Вообще весь фильм Гейт Сен Вана представляет собой блуждание американских чудиков по пустыне, снятое дико продолжительными проездами камеры, ну и собственно окружающий ландшафт во всей его суровости.
О финале конечно можно было бы поспорить, но мне представляется что смерть «слабого звена» можно трактовать двояко, и как утрату человеком части своей собственной натуры и как расставание с молодостью в более широком смысле. В любом случае Деймон решительно придушил все то что мешало ему двигаться дальше, апеллируя к возмущенному зрителю, что сделано сие насилие из жалости. Так или иначе, но общее направление на «смерть» нужно было обозначить полюбому, а уж то что в большей части оно представлено именно убийствами, добавляет чисто американского креатива, не зря же сам Вей Сент Гент обозначил «Джерри» как смесь Бела Тарра с «Tomb Raider». Хотя думаю любой геймер (сам к ним не отношусь) здесь посмеется ибо что это за шутер – с беготней и без пальбы. Впрочем своим следующим фильмом Сей Вей Гей с лихвой восполнил недостаток оной на квадратный пиксель видео контента.
Фильм назывался «Elephant», он вышел в следующем 2003 году. Стилистически «Слон» идеально продолжает «Джерри», те же бесконечные общие планы и проезды, минимум диалогов, плюс еще и непрофессиональные актеры. На сей раз реальным поводом к сюжету послужила известная бойня в школе Колумбайн в 1999 году, и на тот момент это была пожалуй одна из самых горячих тем, впоследствии перекрытая куда более кровавыми американскими актами. Однако в 2003 году события в Колумбайне были предельно резонансными и Сей Гей конечно воспользовался по полной.
Почему «Слон»? Здесь Гей Сей откровенно скосплеил короткометражку Алана Кларка 1989 года с аналогичным названием, там тоже отражалась тема убийств без какого либо пояснения или разъяснения, в расчете на то что «зрители сами все домыслят» в меру своей развращенности. Кларк правда имел ввиду «слона в посудной лавке», а Вен Сент почему-то подумал о той самой притче со слоном и слепыми зоологами, впрочем обе байки подходят к фильму полюбому.



Итак, «Слон» Гея Сея это практически балет в школьных декорациях и под музыку Бетховена, будничная школьная беготня, к финалу плавно перетекает в бессмысленную и беспощадную стрельбу по живым мишеням. Никаких разъяснений или поиска причин картина дать даже не пытается, на самом деле, в реальности их ведь тоже не нашли, все разъяснения самоубились вместе с устроителями «банкета». Если попытаться проанализировать картину как метафору, то на ум приходит образ «жизни» как броуновское движение с непредсказуемым финалом, причем данный образ «школы» можно спроецировать и на весь мир в целом, все это очень обострилось в последние двадцать лет.

В общем суть такова, что большинство критиков очень пространно фильм разбирали, что бы в конце отметить свое резко негативное к нему отношение. В числе прочего, в картине находили например индуистские мотивы, отсылки к тому же «Сатантанго» Тарра, «Расемону» Куросавы, «Заводному апельсину» Кубрика и даже «Русскому ковчегу» Сокурова. В Каннах очень заценили нетленку Сента и даже дали ей пару веток, прокинув «Догвилль», «Таинственную реку» и «Нашествие варваров», потирая ручки Вей Сей кинулся мастырить третий трэш.
«Last Days» «Последние дни» Гас Ван Мент снял уже в 2005 году, из всех трех лент эта последняя показалась мне самой странной, заумной и тяжелой в восприятии. На сей раз в объектив тварца попала смерть ментальная – умирание так сказать индивидуума в толпе. Для сюжета была взята история самоубийства Курта Кобейна, вернее «человека похожего на Курта Кобейна», ибо Вент Мент попросту побоялся Кортни, а зря, на самом деле она добрая и возможно даже дала бы добро на экранизацию за хорошие деньги.
Ну а так, в течение стремительных полутора часов, некий удолбыш по имени Блейк (привет «мертвец»), демонстрирует все фазы перехода тяжелой депрессии в суицид. Он бродит по лесу, слоняется по домостроению, бормочет себе под нос, переодевается в женское, балуется с оружием и в упор не замечает окружающих его прихлебателей. А что их замечать, это сплошь жлобы, пидерасты и нахлебники, им совершенно по барабану внутренний мир чувака, так же как и его трагический конец.
Вообще «Последние дни» был первым фильмом который я посмотрел из трилогии, а возможно и из Гаса Маса, а поводом было наглое резюме релизеров о том что фильм практически байопик. Однако я не пожалел о том что посмотрел эту картину ибо даже и представить не мог что можно снять подобное анти-зрелищное кино, как бы оно не обозначалось, и вкупе с двумя другими просто замечательно подходит для просмотра человеком в непростой жизненной ситуации. А при большом желании и подходящем настроении можно посмотреть кучу документалок, например вот эту: «Cobain: Montage of Heck».
В виде бонуса представляю вашему вниманию единственный полнометражный фильм Наче Серда «The Abandoned», что в креативном переводе релизеров значит «Заброшенный дом» снятый в 2006 году, за скромные 3 млн. Картина хоть и является жанровой малобютжеткой, а именно евро-хоррор, все же снималась арт-хаусным режиссером с претензией на большую глубину. Справедливости ради надо сказать что фильм довольно приличный по качеству, не смотря на копеечный бюджет, ответ в адекватной актерской игре и съемках в Болгарии.
Теперь об отличительных особенностях картины, коих две. Первая, та что будет важна именно нашему зрителю, а именно российская тематика. Возможно для любого испанца Россия от Болгарии практически неотличима, однако нам с вами будет интересно посмотреть на специфический быт простых болгарорусских крестьян живущих в трехэтажных особняках, в дальних таежных дебрях. На самом деле, клюквы как таковой в фильме не так уж много и она нивелируется второй особенностью, то есть собственно сюжетом.
Сюжет фильма представляет собой довольно популярный в нулевых, но вполне оригинальный мистический «лабиринт» с параллельными  реальностями и временными петлями, однако в отличие от фильмов подобных «Треугольнику» Кристофера Смита, «The Abandoned» имеет довольно четкое финальное объяснение с инфернальным подтекстом.

Кроме всех прочих хоррор-примочек и общей мрачной атмосферы, фильм еще пытается до раскрыть тему смерти, не до раскрытую в короткометражках.
Tags: кино и немцы
Subscribe

Posts from This Journal “кино и немцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments